Техника “Эмоциональная лестница”Цель: развитие эмоционального интеллекта: самосознания, самоконтроля, эмпатии, способности понимания, различения, выражения и осознанной регуляции эмоций.Задачи:осознать, какое из неблагоприятных эмоциональных состояний типично для васосознать, что эмоции поддаются контролюзахотеть научиться регулировать свои эмоциональные состоянияосознать ряд промежуточных эмоций между нежелательным и желательным эмоциональными состоянияминаучиться быстро проходить по «лестнице эмоций» от нижней до верхней ступеньки.Инвентарь: колоды метафорических ассоциативных (проективных) карт «Facebook» и/или «Семейный альбом».Время работы: 60 минут.Возрастные рамки применения: развитие эмоционального самоконтроля – это особенно актуальная задача с 12-16 лет, но и у взрослых данная техника дает хорошие результаты.Алгоритм работы.Вступление. На столе раскладываются карты из портретных колод «Facebook» и «Семейный альбом». Можно обойтись одной колодой, но лучше, когда у вас в работе они обе. Психологу следует учесть, тестировался ли клиент на акцентуацию характера. Если выявлена акцентуация, психологу на начальном этапе следует побеседовать с клиентом, мягко обратив его внимание на те неблагоприятные эмоциональные состояния, которые наиболее характерны для носителей данной акцентуации характера и связаны с риском неблагополучного развития личности. Инструкция:Ведущий говорит клиенту: «Подумайте о том, какое ваше эмоциональное состояние возникает достаточно часто и причиняет вам беспокойство, плохо на вас влияет. Состояние, мешающее вам в повседневной жизни, воздействие которого вы хотели бы уменьшить. Выберите карту, человек на которой переживает это эмоциональное состояние. Как вы узнали, что этот человек чувствует то же самое чувство?»Ведущий сообщает, что данная техника направлена не на то, чтоб клиент вообще перестал переживать данную эмоцию, а на то, чтобы, когда ситуационные триггеры привычно запустят негативную эмоцию, немедленно это осознать и в быстром темпе пройти по ступенькам эмоциональной лестницы от негативной до желательной эмоции.Теперь просим выбрать еще одну карту — на ней должен быть изображен человек, испытывающий ту эмоцию, которую хотел бы переживать клиент вместо выбранной им нежелательной эмоции. Ведущий следит за тем, чтоб выбор эмоции на замену был реалистичным — не следует на место эмоции «берсеркерская ярость» выбирать «безмятежное счастье», или на место «мучительная ревность» ставить «щедрая готовность делиться» — в обоих названных случаях более уместными чувствами будут спокойствие, принятие, уверенность. Просим прокомментировать вторую карту: «Как вы узнали о том, какие чувства испытывает этот человек?» Обращаем внимание на мимические проявления интересующей нас эмоции.Экология — этап признания. Предложить клиенту посмотреть на картинку с лицом человека, переживающего негативную эмоцию, и найти в этой эмоции положительные черты. Проговорить, что каждое состояние несет в себе что-то хорошее для нас, как-то нас защищает, и что в определенной жизненной ситуации, которая — мало ли? — может быть, возникнет однажды — она будет уместной и конструктивной. Поэтому наша цель не забыть об этом чувстве навсегда, а только не застревать в нем тогда, когда это не идет на пользу нам и нашим отношениям с другими.Просим клиента интуитивно выбрать от трех до шести карт, образующих «эмоциональную лестницу» от нижней ступени —
Работа с ассоциативными картами: "Эмоциональная лестница"
От автора: Опубликовано в сборнике "Инновационные технологии в работе с населением". Луганск: ЛНУ им.Тараса Шевченко, 2012 и на сайте
Психолог, Ведущий тренингов
Вы можете заработать,рекомендуяданную статью!
Выберите из списка или укажите Ваш город, чтобы увидеть зарегистрированных в нем специалистов и ближайшие события. Всего на сайте из 437 городов!
Психологическая помощь и обучение
112 книг по саморазвитиюКниги для тренировки интеллекта, развитию памяти и скорочтению
Работа с ассоциативными картами: "Эмоциональная лестница"
Комментариев нет:
Отправить комментарий